Екатерина Дербилова: "Роснефть" играет в конкуренцию


Госкомпания объявила детали сотрудничества с ExxonMobil. Американцы получат по 33,3% в СП с тремя лицензиями «Роснефти» в Карском море и одной — в Черном; профинансируют первый этап геологоразведки и уступят российскому партнеру по 30% в проектах в западном Техасе, Канаде и Мексиканском заливе. Сколько «Роснефть» заплатит за них, не ясно.

На схожих условиях (треть в проекте и финансирование разведки) «Роснефть» предложила работать на 12 участках шельфа и четырем российским конкурентам. Частные компании давно добиваются равных прав на новые участки шельфа, которые с 2008 г. могут получать лишь «Роснефть» и «Газпром», но снова получили отказ: максимум, на что можно рассчитывать, — быть младшим партнером «Роснефти». Причем за это право им еще придется бороться с иностранцами, заявил вице-премьер Игорь Сечин: «Это конкурентная среда», а приглашение россиян на шельф на других условиях «может ухудшить позиции ExxonMobil в партнерстве с «Роснефтью».

Конкуренция — правильный стимул для развития; жаль только, сама «Роснефть» им не воспользуется. С тех пор как госкомпания получила особые права, она успела откусить огромный кусок шельфа — 15 участков без конкурса только за 2010-2011 гг. В свежей презентации «Роснефть» хвалится, что у нее 206 млрд баррелей ресурсов, перевод которых в запасы должен обеспечить рост добычи за пределами 2020 г. Причем, судя по диаграмме, 70% этой цифры приходится на шельф Арктики, еще около 10% — южных морей.

Но что сделала «Роснефть», чтобы эти участки были разработаны? Ее опыт работы на шельфе пока трудно назвать удачным. Она искала нефть на участках «Сахалин-4» и «Сахалин-5», но безуспешно. Пожалуй, единственным успешным шельфовым проектом остается «Сахалин-1», где оператор — Exxon, а у «Роснефти» миноритарная доля. А вот «Лукойл», который получил лицензии еще до запрета, уже добывает нефть на Каспии, Балтике и работает на морских месторождениях Африки. Российский же шельф для него закрыт.

«Роснефть» отчаянно бьется за сохранение статус-кво, стращая, что в случае приватизации потеря эксклюзивного доступа к шельфу распугает инвесторов. Те, правда, не считают это ее большим преимуществом: не верят, что компания способна сама разработать эти участки.

Пора погрузить «Роснефть» в конкурентную среду хотя бы с российскими компаниями: ей будет дополнительный стимул для развития, а разработка шельфа наконец ускорится.

Опубликовано: 2012-04-18
Источник: vedomosti.ru

1263940289

Notice: ob_flush(): failed to flush buffer of Combiner::replace_content (1) in /var/www/html/economics-online.org/news.php on line 71